ОНЛАЙН ЦЕРКОВЬ
МОЛИТВЫ
МЕДИАГАЛЕРЕЯ
Николай Чудотворец
Митрофорный протоиерей Николай Преображенский День рождения 15 мая 1944 День тезоименитства 22 мая Диаконская хиротония 11 июля 1982 Иерейская хиротония 12 июля 1982 Протоиерей Николай Иванович Преображенский родился 15 мая 1944 в Риге. Родители его – диакон Иоанновской церкви г. Риги Иоанн Георгиевич Преображенский (3.02.1915-29.01.1991) и Зинаида Павловна (в девич. Ульянова, род. 30.10.1925). Малолетний узник концентрационных фашистских лагерей, расположенных на территории Чехословакии и Германии. Дед – прот. Георгий Васильевич Преображенский (находящийся в родстве с митрополитом Японским Сергием (Тихомировым) через свою родную сестру Анну, вышедшую замуж за брата митрополита, а через свою супругу Александру Дмитриевну (в девич. Быстрову) – с её родным братом архиепископом Полтавским Феофаном (Быстровым) – настоятель в 1911-1931 гг. Петропавловского храма в Вырице, скончался 10 августа 1933 года в ссылке в Борисоглебске, вскоре после досрочного выхода по болезни из заключения (1931-1933). Отец – митрофорный прот. Иоанн (хиротонию во диакона к Троицкому собору г. Пскова совершил 22 августа 1943 года Патриарший Экзарх Эстонии и Латвии, митрополит Литовский и Виленский Сергий (Воскресенский), а хиротонию во иерея – 2 января 1946 года совершил в Николо-Богоявленском соборе г. Ленинграда митрополит Григорий (Чуков), проходил пастырское служение на приходах Пскова, Валдая (с 22.04.1953 по 21.11.1955 находился в заключении, был осужден по ч. 2 ст.58-10 УК РСФСР), затем продолжил свое служение на приходах Валдая, Старой Вичуги, Гатчины, Ленинграда; с 1977 года и до конца своей жизни непрерывно являлся клириком Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. Дед и отец были реабилитированы 30.11.1989 и 13.11.1991 соответственно. Окончил Валдайскую среднюю школу в 1961 году. Выпускник Ленинградского Политехнического института им. М.И. Калинина (физико-механический факультет, физика изотопов), – 1968 год. До лета 1977 года работал в Институте ядерной физики им. Б.П. Константинова АН СССР в Гатчине (младший научный сотрудник). В 1978 году поступил на 3-й курс Ленинградской духовной семинарии, в 1979 г. сдал экстерном экзамены за весь курс духовной семинарии. В 1983 году окончил Ленинградскую духовную академию, кандидат богословия. Рукоположен митрополитом Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) в сан диакона 11 июля 1982 года, а на следующий день – в сан пресвитера. В 1982–1983 служил в Спасо-Преображенском соборе г. Выборга. С 1983 по март 1991 занимал должность помощника инспектора Ленинградской духовной академии и семинарии. С апреля 1991 до мая 1999 года – штатный священник Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры; с апреля по декабрь 1991 года служил и в Казанском соборе, ещё музее, в котором в отдельные дни начали совершать богослужения. С 1984 и по настоящее время преподает в Ленинградской (Санкт-Петербургской) духовной семинарии. Читает курс догматического богословия, в первоначальной основе разработанный его дядей – проф.-прот. Ливерием Вороновым (22 янв/4 февр. 1914 – 6.12.1995). Штатный клирик Казанского собора Санкт-Петербурга с 1 мая 1999 года. Вёл занятия в воскресной школе для взрослых при Казанском соборе. Участвовал с благословения настоятеля собора в создании сайта собора. С 2006 года является бессменным редактором ежемесячной газеты “Казанский собор” (бумажная и интернет-версия). С 27 августа 2019 года назначен помощником настоятеля Казанского собора по издательской работе.
Митрофорный протоиерей Николай Преображенский
Братья и сестры!
Поздравляем Вас с Прaздником Сретения Гoсподня!
В сегодняшнем Евангелии говорится о том, что на сороковой день после рождения Спаситель был принесен в храм, как и подобало всякому перворожденному младенцу мужеского пола: он должен был посвящаться Богу. И в Иерусалимском храме встретили Его святые Симеон Богоприимец и пророчица Анна.
Историю святого праведного Симеона Богоприимца, наверное, многие знают. Он был одним из семидесяти переводчиков-толковников Библии. Человек он был по тому времени очень образованный. И когда переписывал книгу пророка Исайи и дошел до слов Се Дева во чреве приимет, и родит Сынa, и нарекут имя Ему Эмманyил, еже есть сказаемо, с нами Бог (Ис.7:14), то, по человеческому разумению, он решил: «Как это может быть? Это же невозможно!» И он решил исправить. И есть даже в Третьяковской галерее картина, запечатлевшая, как он собирается соскоблить ножом и исправить слово «дева» на «женщина». Но ангел остановил его и сказал: «Все, что здесь написано, – истина, и ты не умрешь до тех пор, пока не увидишь исполнения этого пророчества». И Симеон прожил триста лет, пока не исполнилось это пророчество. А как это произошло, как раз рассказывается в сегодняшнем Евангелии:
«А кoгда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
как предписано в закoне Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,
и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж прaведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем.
Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Млaденца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, пo слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мoи спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицом всех народов,
свет к прoсвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
И благoсловил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, –
и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.
Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глуoокой старости, прожив с мужем oт девства своего семь лет,
вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
И она в то время, пoдoйдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.
Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.»
Втoрое из действующих лиц сегодняшнего празднества ‑пророчица Aнна, вдовица чистая, при храме в посте и молитве подвизалась, и она тоже спoдобилась видеть принесенного в храм Спасителя-Младенцa.
Этот праздник Сретения, так же, как праздник Введения во храм Пресвятыя Богородицы, призывает всех к посещению храма Божия!
Самое высшее, что есть на земле из данных человеку благодеяний, – это храм Божий. В нем пребывает блaгодать Божия, в нем совершаются все таинства, в нем пребывает невидимый горний мир!
Церковь во всей полноте своей все время находится прежде всего в храме Божием!
Есть видения, которые были во время богослужений. Вы знаете, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы – свидетельство этой истины. Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний видели, как Матерь Божия покрывает своим Покровом всех молящихся. И вместе с Ней – ангелы, апостолы, пророки и все святые.
Ангел явился пророку Зaхaрии в алтаре, когда возвестил ему о рождении Иоанна Предтечи.
Aнгелы-хранители всегда нQAходятся у престола Божия в храмах, и это – свидетельство того, что здесь особое местo пребывания безплотных сил и вообще святых! Поэтому Церковь воспевает так: «В храме стoяще славы Твоея, на Небеси стояти мним.»
Исходя из этого, и все святые прежде всего стремились в храм Божий. И если они не находились в глубокой пустыне, как преподобные Антoний Великий или Марк Фраческий, Павел Фивейский или Мария Египетская, то все они прежде всего всегда пребывали в храме Божием.
Так что наши праздники, памяти святых говорят о необходимости посещения храма Божия!
Oдна из наших русских святых, благоверная княгиня, подвизалась в домашней молитве, в посте, дела милосердия совершала, благотворила много, старалась больных посещать. И вот некоему рабу Божиему было такое явление. Ему было сказано: «Скажи ей, что добре она подвизается, все это она хорошо делает. Но скажи ей, чтобы она обязательно все-таки в храм приходила»!
То есть, хотя она и вела жизнь праведную и милосердную, но при всем при том, если храм есть, то его нужно обязательно посещать! Вот это и есть ответ на многочисленные возражения: «Главное, мол, – в душе, а в храм Божий ходить – неважно».
Если воспитание Матери Божией – Той, Которая стала честнейшей херувим и слaвнейшей без сравнения серафим, – происходило в храме Божием, если Господь был принесен Матерью Божией в храм, и здесь Его встретил Симеон Богоприимец, который узрел в этом исполнение того, что ему было предсказано: ты не умрешь до тех пор, пока не увидишь своими глазами Того, про Кого ты читал и думал: как это может быть? – то что еще нужно говорить о значении храма Божия в нашей жизни?
И здесь Симеон Богоприимец говорит замечательные слова, обращаясь к Спасителю: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля.
В этих словах заключен глубочайший смысл, который Церковь вложила в песнопения сегодняшнего праздника. Подтверждая и утверждая эти слова Симеона Богоприимца, от лица Господня воспевает Церковь: Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит. Внешне Младенца держит на руках Симеон Богоприимец, но он держит Того, Кто держит всё творение в Своей руке!
В этих словах заключен глубочайший смысл. Когда в нашей жизни иногда возникают такие мысли, что мы что-то там делаем, как говорят, для созидания, для поддержания Церкви, что мы защищаем, отстаиваем Церковь, – на самом деле Церковь нас защищает, и отстаивает, и созидает нас!
Когда еще в Ветхом Завете люди приносили дары в церковь, то Господь говорил им: «То, что вы Мне приносите, не Мое ли это? Поэтому приносите мне свою душу». Даждь ми, сыне, твое сердце (Притч.23:26) – так говорит Господь. Нужно помнить эту истину: что когда мы что-то совершаем, как бы ради Бога или же во славу Божию, на самом деле не мы это совершаем, а Господь сподобляет нас это совершать или принимать в этом участие. Ибо невидимо совершается всё благодатью Божией!
Всё творит Господь!
Было такое видение: там была некая трапеза, пир, и все участвуют, каждый что-то делает, но участвует и Господь тоже. И Господь трудится больше всех.
Если мы что-то делаем, то делаем потому, что Господь дал нам силы, дал разумение, и мы можем это делать. Ведь если у тебя не будет ни рук, ни ног, ни разума, – что ты сможешь делать?
Если ты делаешь что-то, то потому, что тебе дано! И тот, кто делает, и делает так, как подобает, совершает то, что должен. Вот если он не делает, то совершает преступление.
Святой апостол Павел, получив благодать апостольства, говорит: Аще… благовествyю, несть ми похвалы: нyжда бо ми належит: горе же мне, аще не благовествую (1 Кор.9:16).
Такие слова можно сказать обо всем. Если ты что-то делаешь ради Бога – не именно для храма, для Церкви, а вообще что-то делаешь доброго, – то ты делаешь то, что должен делать, и горе тебе, если ты этого не делаешь. А то, что делаешь, ты делаешь потому, что тебе дано. Ты не сможешь ничего сделать, если в тебе не будет этого дарования…!
Святой праведный Симеон Богоприимец не дождался бы рождения Спасителя, если бы ему не дано было такое долголетие! Господь дал ему и держал его: Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит.
Вот это как раз и есть то, что должно быть в душе каждого верующего человека. Помнить нужно, что всё – от Бога, и с Богом, и к Богу: Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть(Ин.1:3). Всё, что мы имеем, мы имеем как дар Божий, и если что приносим, то Божие.
Вот простейший пример: детей растят, воспитывают, учат. А потом этот ребенок, выращенный родителями, получивший образование, профессию, что-то покупает и приносит в подарок своим родителям на день рождения или на именины. Какую часть он делает из того, что для него было сделано родителями..?!
Восточная мудрость гласит, что если ты на ладони своей изжаришь яичницу для своей матери, ты ничего еще для нее не сделал.
То есть, держать на огне руку так, чтобы там зажарилась яичница – такое самопожертвование, – и то еще это ничто из того, что ты должен был бы для нее сделать. Если, как говорит земная мудрость человеческая, которая тоже всё черпает от Бога, мы в таком долгу перед своими родителями, от которых получили жизнь, в каком же мы долгу перед Богом, от которого имеем всё ?
И что мы приносим Ему из того, что нам дано?
Поэтому Господь, явив Свое неизреченное смирение, сказал: Шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя; в день же седьмый, суббота Господу Богу твоему (Исх.20:9-10). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, Владыка и Творец всего, Он не взял себе бoльшую часть, не взял половину, ни третью часть – а только одну седьмую. И то, если взглянуть на это по-настоящему, то это больше дар Божий нам, чем наш – Богу!
Потому что, вырываясь из круговерти суеты, мы приходим в храм Божий, получаем здесь благодать и хоть тогда задумываемся над бренностью этой жизни. И очищается душа, и обновляется!
Будем же ценить дар Божий, который дан каждому человеку в его дарованиях. И этот безценный дар, дар милости Божией: веры истинной, храм Божий!
Будем ценить это и по возможности посещать храм Божий и смиряться, всегда напоминать себе, что если мы пришли сюда, то не мы что-то совершили, а Господь сподобил нас вступить в это святое место!
Аминь.
Храни Вас БОГ!